История ароматерапии. Часть 1. Древние цивилизации

image post

История ароматерапии началась задолго до нашей эры. На заре своего существования люди уже научились получать оливковое масло, используя его сначала для пищи, а затем изготавливая на его основе смеси с добавлением трав для защиты кожи от солнечных лучей, для ухода за телом, натираний. Ароматические травы также использовались для приготовления пищи и напитков.

Основной скачок в развитии ароматерапии наступил с зарождением первых цивилизаций. При раскопках Древнего Египта, Индии, Китая, Греции и Рима находили остатки душистых субстанций. Многочисленные письменные источники содержат указания по получению и использованию ароматических веществ.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Среди всех древних цивилизаций Древний Египет сыграл, пожалуй, самую важную роль в развитии ароматерапии. Для египтян ароматерапия была образом жизни. Ароматы использовали для дезинфекции воздуха в жилищах и храмах, ухода за кожей лица и тела, приготовления ароматических ванн, ароматизации белья, а также добавляли в пищу и вино и использовали при бальзамировании фараонов.

Первые древнеегипетские записи, в которых упоминается о благовонных маслах, относятся к 4500 г. до н.э. Большинство целебных смесей состояли из миррового эфирного масла и меда. Для дезинфекции воздуха применялись, в основном, лимонное, кедровое и мирровое масла.

В 70-х гг. XIX в был обнаружен Эберский папирус — лечебный список длиной более 20 метров в длину. Датируют его примерно 1500 г. до н.э. В нем перечислены более 800, по большей части травяных, лекарств и снадобий. Свиток, найденный чуть ранее и известный как «Эдвин Смит», тоже имел отношение к медицине. Благодаря этим папирусам стало известно, что древние египтяне лечили сенную лихорадку составом из сурьмы, алоэ, мирры и меда.

Когда в 1922 г открыли гробницу Тутанхамона, то во многих глиняных горшках обнаружили такие благовония, как мирра и ладан (полученные из древесных смол) со все еще ощутимым запахом.

В храмах такие благовонные вещества, как измельченная кора кедра, семена тмина и корни дудника, клали в вино или масло или сжигали для ароматизации воздуха. Жрецы знали, что во время религиозных церемоний некоторые ароматы способны поднять дух паствы либо погрузить ее в состояние умиротворения. Любимым благовонием жрецов была кифи — смесь из 16 эфирных масел, в том числе из масла мирры и можжевельника. Жрецы вдыхали ее, чтобы обострить свои ощущения и духовное сознание.

Бальзамировщики, занимаясь своим ремеслом, использовали противогнилостные свойства некоторых растений. На повязках мумий были обнаружены следы гвоздики, корицы и мускатного ореха, которые выполняли роль консервантов.

Египетская царица Клеопатра умащала эфирными маслами паруса своей лодки, и когда она плыла по Нилу, ароматы распространялись на многие километры вокруг, и люди думали, что плывет богиня.

Эфирные масла у фараонов имели ценность, сопоставимую с золотом и другими драгоценностями.

Известно, что египтяне уже умели получать эфирное масло из хвойных растений. Например, масло кедра получали следующим образом. Древесина кедра обжигалась в глиняном сосуде, горло которого было закрыто шерстяной плетенкой, а затем из шерсти выжималось пропитавшее ее масло.

Египтяне разделяли ароматы для публичного и домашнего употребления. При совершении важных государственных мероприятий курили ладан, запах которого «открывал душу».

Египетские рабыни-танцовщицы прикрепляли к волосам благовонные шарики, которые постепенно плавились, наполняя окружающий воздух живительными ароматами.

Жители древнего Египта приготовляли пудру, свечи, пилюли, медицинские препараты, а также мази и пасты для наружного применения из растительных и животных веществ. При этом использовалась зола сожженных растений.

Также ароматические растения использовались и в приготовлении пищи. Чтобы хлеб из проса и ячменя лучше усваивался организмом, в него добавляли такие пряности, как тмин, кориандр и семя аниса. Древние египтяне в больших количествах потребляли репчатый лук и чеснок — их бактерицидные свойства были тогда столь же хорошо известны, как и ныне. Благодаря надписям на пирамиде Хеопса нам известно, что строившим ее рабам, чтобы они не болели, каждое утро давали зубок чеснока.

Египтяне обладали высокоразвитой культурой, но процесса дистилляции эфирных масел они не знали. Тем не менее, археологи находили в гробницах древних египтян глиняные доски с упоминаниями о ввозе масел туи и кипариса, что свидетельствует о существовании торговли эфирными маслами уже в то далекое время. Однако есть все основания полагать, что эти масла были получены методом прессования (отжима), а не перегонки, так как упоминания о дистиллированных маслах не найдено.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Древние греки также изучали целительные силы растений, причем большая часть их познаний была заимствована у египтян. Они открыли, что растительные эссенции оказывают различное действие и могут возбуждать, освежать, расслаблять и даже усыплять.

Для того, чтобы абсорбировать из цветов и трав их целительную силу и запах, греки использовали оливковое масло, которое тогда было в изобилии.

Греческие воины, идя на битву, брали с собой мазь, приготовленную из мирры, эта мазь применялась для обработки ран.

Гиппократ, почитаемый ныне как отец медицины, описывал в своих трудах большое количество лекарственных растений. Он рекомендовал ежедневно принимать ароматические ванны и делать ароматический массаж. Гиппократ верил, что ежедневные ароматические ванны, бани и массаж стимулируют хорошее самочувствие и являются отличной профилактикой от любых болезней.

Когда в Афинах вспыхнула чума, Гиппократ призывал своих сограждан жечь ароматические растения на перекрестках, чтобы защитить себя от болезни и предотвратить эпидемию в городе.

ДРЕВНИЙ РИМ

Во времена расцвета Рима первую скрипку в медицинском мире играли врачи и искатели знаний, приезжавшие из Греции. Одним из них был Диоскорид, хирург в армии Нерона, написавший «De materia medica» — всеобъемлющий трактат о свойствах и применении лекарственных растений. Именно Диоскорид выяснил, когда растения набирают особую силу. То неоспоримое обстоятельство, что свойства одного и того же растения меняются в зависимости от времени суток, года и фазы развития, используется в производстве эфирных масел и поныне, спустя почти 2000 лет.

Древние римляне, следуя влиянию египтян, создали процветающую парфюмерную промышленность. В использовании ароматических веществ они были еще более расточительными, чем греки. Римляне умащали эфирными маслами свои волосы, одежды, тела, постели, даже военные флаги и стены своих домов. Излюбленными в применении были розы, из которых готовили розовую воду в огромных количествах. Лепестками роз, слоями в несколько дюймов, устилали полы дворцов.

Потребление ароматических растений в Риме было настолько распространено, что вышел закон, запрещающий простым гражданам использовать эфирные масла корицы, ладана, лавра и можжевельника. Объяснялось это опасением, что ароматического материала может не хватить для жертвоприношений богам.

Римские студенты надевали на голову розмариновые венки для концентрации внимания во время занятий и экзаменов.

Гален, врач знаменитого Марка Аврелия, положивший начало фармакологии, очень много писал о теории лечения травами и даже разработал собственную классификацию растений, известную теперь под названием «галеновой» классификации. Кроме того, он изобрел «холодный крем» — прототип нынешних мазей.

Римские легионеры брали с собой в походы семена растений и высаживали их в завоеванных землях. Многие травянистые растения, например петрушка, фенхель и любисток лекарственный, попали в Англию благодаря римлянам.

После падения Западной Римской империи многие римские врачи перебрались в Константинополь. Труды этих врачей, получившие известность, широко переводились на иностранные языки, большая часть этих книг была собрана в медицинской библиотеке Александрии. Так античное знание попало в арабский мир.

БЛИЖНИЙ ВОСТОК

Начало более глубокого изучения эфирных масел с химической точки зрения положили в античные времена арабы. Именно они первыми начали экстрагировать розовое масло, которое ценилось выше, чем золото, и различными экспедициями переносилось из страны в страну.

Знаменитейший арабский врач Абу Али ибн Сина (980−1037), более известный как Авиценна, оставил после себя научные труды, в которых описал более 800 растений и их действие на человеческий организм. Для ароматерапии Авиценна сделал особенно много — ему приписывают изобретение процесса дистилляции (перегонки) эфирных масел. Методом дистилляции Авиценна впервые получил розовую эссенцию. О масле розы он писал: «Розовое масло повышает возможности разума и увеличивает скорость мышления».

Сандал, мирра и ладан упоминаются и в Ветхом завете. В Библии существует 188 упоминаний об эфирных маслах и растениях, из которых они экстрагированы.

При строительстве храма израильтяне использовали древесину кедра, зная ее чудодейственное свойство уничтожать вирусы. Из дерева корицы готовили порошок, входящий в состав священного благовония, которым помазывались священные лица и сосуды. Для погребения мертвых иудеями употреблялось наиболее много благовоний — для этих целей использовали смирну, алоэ, мирру, ладан.

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

В Древней Индии при строительстве храмов в раствор добавляли эфирные масла, что не только способствовало дезинфекции воздуха в помещении, но и создавало атмосферу, располагающую к покою, раздумьям и медитации.

Индийские брамины носили на поясе флакончики с редкими благовониями, чтобы, когда в их жизни происходило радостное событие, прикладывать их к носу. И сильный аромат сцеплялся в прочную ассоциацию с радостным ощущением. Спустя годы, особенно при огорчениях и несчастьях, достаточно было снова откупорить заветный флакон, чтобы добрые воспоминания нахлынули с удивительной яркостью.

В индийской литературе, датирующейся примерно 2000 годом до нашей эры, упоминается более 700 растений, включая корицу, имбирь, мирру, кориандр, сандал и аралию. Причем в Индии, Китае, Персии паровая перегонка была настолько высоко поставлена как технологический процесс, что до сих пор не претерпевает изменений.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Китайцы с полным основанием могут претендовать на то, что первый травник был создан именно у них. «Пен Цао» (Большой Травник) был составлен императором Шен Нунгом между 1000 и 700 гг. до н.э. В нем перечислены более 350 лекарственных растений (многие из них известны и поныне, например мак и конопля).

Китайцы считали, что в эфирной субстанции заключены магические силы и души растений. Поэтому многие растения они использовали для «переговоров с богами» в той или иной ситуации. Например, во время родов они жгли полынь, чтобы умилостивить дружелюбных богов и помочь матери расслабится и разрешиться.

Об отношении китайцев к ароматам можно судить по письмам известного китайского философа Ван Вэя периода династии Тан (618−907 годы) к своему ученику: «Ароматы действуют на тебя очищающе и восстанавливающе, укрепляя твою энергию и наполняя твои мысли спокойствием и умиротворением».

________________________________________________________________________________________

Источники:
efirnoemaslo.ru
Даниэль Райман. Ароматерапия.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:

Оцените статью: 1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Голосов: 4, средний балл: 4.00 из 5)
Loading ... Loading ...

Распечатать статью в удобном для чтения виде Распечатать статью в удобном для чтения виде

Метки: , ,

Ваш комментарий