Семидневное путешествие по Италии. Ватикан

image post

Всегда хотела побывать в Италии, очень люблю итальянскую кухню, мне безумно нравится мелодичный итальянский язык. И вот моя мечта наконец-то сбылась — за 7 дней я увидела Италию во всей красе, побывав в 7 городах: Рим, Неаполь, Сиена, Флоренция, Венеция, Римини, Сан-Марино. И теперь хочу своими впечатлениями поделиться с вами, дорогие читатели.

Все фото по клику открываются в увеличенном виде.

Прежде всего хочу сказать, что мы выбрали очень удачное время для экскурсии по Италии — это конец апреля. На мой взгляд, это лучшее время для посещения этой красивейшей страны. Погода нас порадовала — было тепло, но не жарко. Поэтому ежедневные переезды и пешие прогулки были не так утомительны.

Свой рассказ я хочу начать с самой маленькой страны в мире, расположенной на территории Рима — с Ватикана. Это государство является абсолютной монархией, в которой вся власть принадлежит высшему духовному руководству римско-католической церкви — Папе Римскому. Проживает в Ватикане всего лишь несколько сотен жителей, которые являются подданными Святого Престола. Ватикан занимает территорию, ограниченную улицей Порта Анджелика, площадью Рисорджименто, улицей Льва VI, небольшой улицей Ватикано, улицей Делла Сагрестия и площадью Святого Петра. Ватикан известен собранием всемирно известных шедевров искусства, среди которых собор Святого Петра, Сикстинская капелла, многочисленные Ватиканские музеи, а также знаменитая Ватиканская библиотека.

Площадь Святого Петра. Вид с собора Святого Петра

Площадь Святого Петра. Вид с собора Святого Петра

Площадь Святого Петра, созданная в 1656—1667 гг. архитектором Джованни Лоренцо Бернини после окончания строительства собора,  меня неожиданно удивила: когда смотрела итальянские фильмы, она мне казалась гораздо больше, чем есть на самом деле. Площадь имеет форму двух симметричных полукругов, в центре установлены стулья для католиков, которые собираются на площади, чтобы слушать выступления Папы Римского.

Площадь и собор Святого Петра

Площадь и собор Святого Петра

Справа от собора Святого Петра (если стоять лицом к собору) расположена резиденция Папы Римского. Второе справа окно — это его кабинет.

Апартаменты Папы. Второе окно справа на верхнем этаже

Апартаменты Папы. Второе окно справа на верхнем этаже

Когда мы зашли в главный вход музеев Ватикана, поразило огромное количество туристов, было очень шумно. Но так как мы ходили организованной группой и у нас у всех были радиопередатчики, через которые можно было слышать экскурсовода, не было ощущения, что кто-то тебе мешает.

Итак, заплатив 15 евро за вход, мы начали свое путешествие по Ватикану. Первое, куда нас привел экскурсовод, был внутренний двор Ватикана — двор Пании (Двор сосновой шишки). Свое название этот двор получил из-за установленной гигантской сосновой шишки.

Двор Пании (Двор сосновой шишки)

Двор Пании (Двор сосновой шишки)

Также на территории двора Пании расположен огромный вращающийся золотой шар. Это современная скульптура Арнольдо Помодоро под названием «Земной шар». Была приобретена Ватиканом в 1990 г. Это произведение искусства имеет особый, я бы даже сказала философско-экологический смысл. Шар меньшего размера внутри большого шара означает планету Земля, большой шар вокруг нее — Вселенная, которая неразрывно связана с Землей. Человечество, разрушая своими действиями планету, разрушает всю Вселенную и неизбежно ведет к гибели и себя.

Скульптура Арнольдо Помодоро «Земной шар» на территории двора Пании

Скульптура Арнольдо Помодоро «Земной шар» на территории двора Пании

Поверхность шара намеренно сделана зеркальной, чтобы каждый смотрящий на него увидел свое отражение, почувствовал себя неотъемлемой частью скульптуры и, соответственно, изображенного с помощью нее действия. Внутри шаров показаны сложные, малопонятные человечеству механизмы этих двух неразрывных объектов — сложных систем. Скульптура вращается по горизонтальной оси, лишний раз подчеркивая вложенный в нее смысл. Достаточно большой размер скульптуры (4 метра в диаметре) показывает, насколько велика и необъятна вселенная, насколько по сравнению с ней мал человек, но насколько разрушительную деятельность он ведет.

Далее мы отправились в музей Пия-Климента — один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Он основан с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства. Перед входом в музей расположен дворик, в четырёх углах которого можно наблюдать четыре ниши: ниша Лаокоона, ниша Кановы, ниша Аполлона и ниша Гермеса.

Ниша Лаокоона в музее Пия-Климента

Ниша Лаокоона в музее Пия-Климента

В центре дворика перед музеем Пия-Климента расположен фонтан, а по бокам — различные ванны римлян.

Мраморные ванны в музее Пия-Климента

Ванны из порфира в музее Пия-Климента

Далее мы перешли в галерею бюстов, в которой размещается более ста бюстов античных богов и богинь, римских патрициев и простых граждан, а также мраморные портреты римских императоров — Нервы в образе Юпитера (I век), Адриана (II век), Каракаллы (III век), юного Августа, Марка Аврелия, Клавдия.

Галерея бюстов, в которой размещается более ста бюстов

Галерея бюстов, в которой размещается более ста бюстов

Античный бюст

Античный бюст

Далее мы отправились в зал Ротонда, который построен Микеланджело Симонетти в 1780—1782гг. В центре зала расположена огромная монолитная порфировая чаша (13м в периметре), в которой принимали ванну римлянки. В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев. Пол украшает римская мозаика, изображающая битву греков с кентаврами, тритонами и нереидами.

Чаша для принятия ванн в зале Ротонда

Чаша для принятия ванн в зале Ротонда

Затем мы перешли в галерею канделябров — это одна из трёх «высших» галерей в Ватикане, в Апостольском дворце. Галерея длиной 80м, разделенная колоннами на 6 секций из разноцветного мрамора, была основана в 1761 г. Галерея наполнена статуями, фрагментами древних фресок (II век) с изображением сатиров и нимф, саркофагами и вазами.

Галерея канделябров в Апостольском дворце Ватикана

Галерея канделябров в Апостольском дворце Ватикана

Галерея географических карт представляет собой коридор длиной 120м и шириной 6м. Она расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху Папы Григория XIII. На некоторых картах показаны виды отдельных городов, островов и владений церкви. Здесь также представлены карта Авиньона (Франция), в прошлом резиденция пап, а также карты Сицилии, Сардинии и Корсики и крупномасштабные карты морских республик Генуи и Венеции. Рядом находится Галерея Арацци (Galleria degli Arazzi — «Галерея картин»). Здесь выставлены десять фламандских гобеленов, созданных по рисункам учеников Рафаэля. Гобелены были вывешены в Сикстинской капелле в 1531 году, а в 1838 году были перенесены в эту галерею.

Галерея географических карт в Папском дворце Ватикана

Галерея географических карт в Папском дворце Ватикана

И наконец мы попали в Сикстинскую капеллу — бывшую домовую церковь в Ватикане, в ней происходят конклавы (выборы пап). Построена она по заказу Папы Римского Сикста IV, отсюда и название. Когда мы зашли в это темное помещение и увидели, что практически все оно было заполнено туристами с фотоаппаратами и камерами (кстати, фотографировать в Секстинской капелле нельзя, но видимо, не всем туристам это объясняют), мы были ошарашены таким количеством туристов, попытались где-то втиснуться и поднять голову вверх, дабы разглядеть хоть что-нибудь. Взгляд приковывает роспись этого помещения. Боковые стены капеллы украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли.

Боковые стены Сикстинской капеллы украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея

Боковые стены Сикстинской капеллы украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея

Потолок Сикстинской капеллы расписан Микеланджело Буонаротти. Как рассказал экскурсовод, Папа Юлий II поручил ему расписать потолок площадью 600 кв. м. Микеланджело, скульптор по призванию, взялся за эту работу и за 4 года расписал потолок капеллы. Свою работу он выполнял на высоте 20м, лежа на лесах, запрокинув голову далеко назад. У него был только один помощник, который разводил внизу краски и подавал их мастеру наверх. После длительной работы в таких условиях Микеланджело долгое время мог читать, только держа текст высоко над головой.

На потолке изображены девять сцен из Книги Бытия, — четыре больших фрагмента представляют эпизоды: Сотворение светил и планет, Сотворение Адама, Грехопадение и Изгнание из Рая, Потоп. Указанные сцены чередуются с меньшими по размеру панно: Отделение света от тьмы, Отделение суши от вод, Сотворение Евы, Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя. По углам малых панно располагаются фигуры идеально сложенных нагих юношей, Ignudi, красота их тел — хвала созданного Творцом.

Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело в одиночку расписывал его с 1508 по 1512 гг.

Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело в одиночку расписывал его с 1508 по 1512 гг.

Вся алтарная стена представляет собой изображение Страшного суда — это фреска Микеланджело 13м в ширину и 18м в высоту, которую он сотворил спустя 25 лет после росписи потолка. На стене изображено второе пришествие Христа и апокалипсис. Христос изображен весьма нетипично — в виде мускулистого атлета.

Алтарная стена Сикстинской капеллы. Сцена Страшного суда

Алтарная стена Сикстинской капеллы. Сцена Страшного суда

Под впечатлением от Сикстинской капеллы мы отправились смотреть собор Святого Петра.

Собор Святого Петра (базилика Святого Петра) — это самый большой собор в мире, который является церемониальным центром Римской католической церкви. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров эпохи Возрождения: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.

Собор Святого Петра в Ватикане - главный собор католической церкви

Собор Святого Петра в Ватикане - главный собор Римской католической церкви

Внутри собор поражает своей роскошью, красотой и идеальными пропорциями. Не верится, что все это сделано руками человека. В соборе множество статуй, алтарей, надгробий и других завораживающих произведений искусства.

Внутри собора Святого Петра

Внутри собора Святого Петра

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором Святого Петра. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.

Под куполом собора Святого Петра

Балдахин Бернини под куполом собора Святого Петра

Купол собора имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м.

Купол собора Святого Петра - второй по диаметру в мире после купола Пантеона

Купол собора Святого Петра - второй по диаметру в мире после купола Пантеона

Внутри собора, справа от главного входа, за пуленепробиваемым стеклом находится, пожалуй, самая известная из скульптур Микеланджело — Пьета или «Оплакивание Христа». Это истинный шедевр, сотворенный руками великого мастера, и единственная работа скульптора, которую он подписал. Плачущую Марию, держащую на руках безжизненного Христа, Микеланджело изваял в 24 года из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. Складки на одеянии Марии выполнены настолько реалистично, что даже не верится, что эта работа выполнена из камня.

Пьета Микеланджело, которую скульптор создал в возрасте 24 лет

Пьета Микеланджело, которую скульптор создал в возрасте 24 лет

До 1972 года между зрителями и скульптурой не было стеклянной преграды. Но в 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот. С криком «Я — Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых!» он нанёс ей пятнадцать ударов молотком, отбив статуе Девы Марии левую руку на уровне локтя, выщербив нос и левое веко и причинив множество других мелких повреждений. После судебного разбирательства вандал был признан психически невменяемым, а Пьета была отреставрирована и помещена за пуленепробиваемое стекло. Впрочем, энергетика шедевра ощущается даже через стекло.

Вот и закончилось наше путешествие по Ватикану. В следующей статье из итальянского цикла вы сможете отправиться вместе со мной в портовый город южной Италии — Неаполь.
_________________________________________________________________________

В статье использованы материалы источников: mikelangelo.ru, vaticaniste.ru, wikipedia.org, личные фотографии автора и несколько изображений из интернета.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:

Оцените статью: 1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Голосов: 10, средний балл: 4.30 из 5)
Loading ... Loading ...

Распечатать статью в удобном для чтения виде Распечатать статью в удобном для чтения виде

Метки:

11 комментариев на «Семидневное путешествие по Италии. Ватикан»

  1. PUCHINI пишет:
    03 Сен 2012 в 20:18

    Отличный отчет :-) Катя как всегда обстоятельна и скурпулёзна. И этот слог... Даже сейчас представляю, как она говорит слово «безууумно» из первого предложения))) Молодец!)

  2. Irin пишет:
    03 Сен 2012 в 21:34

    Да, Италия великолепна! Сама влюбилась в эту страну с первого взгляда =) Особенно в Рим!

  3. Юра пишет:
    03 Сен 2012 в 21:49

    Серьёзная работа! Действительно, есть чувство некой водушевлённой интонации, с которой звучит этот отчёт! Высококонкурентная вышла статья!

    Передачу бы снимать что ли — для ещё большего «смаку»! Или хотя бы видео отчёты)

    • Благодарю, Юра, за столь высокую оценку. Видео есть, но оно для личного просмотра — камера трясется кое-где, веселые комментарии))). А вообще идея хорошая, думаю, можно попробовать в следующий раз сделать видео-обзор.

  4. Игорь пишет:
    04 Сен 2012 в 13:11

    Познавательно, но сильно напоминает статью из Википедии или т.п. Там, где автор делится своими впечатлениями и эмоциями — очень хорошо (начало статьи, про Сикстинскую капеллу), все остальное создает впечатление рерайтинга :( Автор, ты все это запомнила после экскурсии? Естественно, нет. А я так не запомнил даже после прочтения.

    Совет: больше личного в статьи такого плана, они от этого только выиграют.

    • Игорь, прежде, чем поехать в Италию, я изучала материал об этой стране, в том числе и в Википедии. Много рассказывал нам экскурсовод, но запомнить всё, конечно, не удалось. Зато это получилось сделать при написании обзора, т.к., отбирая фотографии, я возобновляла в памяти изученную и изложенную информацию. И теперь, я могу точно сказать, что я запомнила все то, о чем Вы прочитали в этой статье.

      Пожелание Ваше постараюсь учесть при написании следующего отчета.

      • Игорь, хамов я не терплю. Ваши последние комментарии были удалены.

        • Алена пишет:
          18 Окт 2012 в 10:24

          Хамить Кате?! С трудом представляю, что кто-то нашел повод.

          Статья содержательная, даже если читатели запомнят 1/10 информации, все равно будет очень хорошо.

          А чем, кстати, плох рерайт?

          Катя, кажется, не претендовала на эксклюзивность сведений, они доступны каждому любознательному. А вот подать рерайт красиво — тоже искусство.

          Спасибо автору материала за кропотливый труд и «живые», говорящие фотоснимки.

  5. hkeper пишет:
    05 Сен 2012 в 22:24

    Очень интересная информация и фото хорошо подобраны. Спасибо, Катя, за интересную статью.

Ваш комментарий