Контактная импровизация — искусство взаимодействия

image post

В этой статье я хочу рассказать вам об одном танце, который называется контактной импровизацией. Хотя лично мне сложно назвать её танцем, по крайней мере, в привычной для нас форме. На мой взгляд, контакная импровизация — это нечто большее, чем танец.

Контактная импровизация (сокращенное название — КИ) — это направление танца, основанное на сочетании релаксационных техник, медитации, современного танца и принципов айкидо. Это танец-исследование, рождающийся из внутренней сущности танцующего, следующего за собой, а не за внешней формой. Это танец, открывающий скрытые возможности Вашего тела: полеты, поддержки, перекаты, следование, ведение.

Люди, практикующие КИ, описывают ее как свободный, спонтанный танец, который позволяет им раскрывать естественные движения и возможности тела и при этом получать массу удовольствия:

Учась танцевать контактную импровизацию, мы в первую очередь учимся устанавливать контакт с нашим телом, слышать и различать тончайшие процессы, происходящие в теле, выражать их через движение, освобождаться от мышечного напряжения, обретая тем самым свободу движения. Учимся понимать на новом, физическом уровне (через тело) нашего партнера; осознавать и использовать в наших как простых, так и сложных движениях физические законы — гравитацию, импульсы, инерцию, трение — использовать их для совместного танца. Мы учимся находить баланс для того, чтобы его потерять, мы учимся следовать за партнером и вести его, мы учимся говорить «да» и «нет», мы учимся все то, что случается с нами, превращать в танец.

250px-cijamКонтактная импровизация может быть полезна для танцоров парных танцев, потому что благодаря ей можно научиться:

  • воспринимать и чувствовать партнера на «не словесном», физическом уровне, это помогает нам быть более легкими, игривыми и естественными в танце;
  • создавать особую уникальную атмосферу танца, основанную на глубоком доверии и взаимодействии;
  • быть чутким по отношению к партнеру, его состояниям и возможностям, «включать» все происходящее в танец, что позволяет сделать его уникальным;
  • развить умение вести в танце и быть ведомым, создавать «поток» танца, свободно переключаться между этими ролями;
  • принимать, отдавать, переносить вес;
  • развивать чувствительность в работе с осью тела и балансом, находить баланс и использовать потерю баланса как импульс к движению;
  • научиться осознавать пространство танца и рационально его использовать;
  • обрести возможность свободного самовыражения в заданных структурах социального танца.

Для психологов и тех, кто стремится к самопознанию и саморазвитию, контактная импровизация также может быть интересна, потому что на занятиях мы учимся:

  • осознавать и принимать свое тело, свое физическое «Я» и умело «взаимодействовать» с ним;
  • осознавать и принимать скрытые стороны нашей личности;
  • быть здесь и сейчас, в данном моменте и действовать исходя из того, что происходит с нами сейчас;
  • осознавать глубинные чувства и эмоции и выражать их наиболее безопасным способом;
  • устанавливать более глубокий контакт с собой и партнерами;
  • быть ясным в своих намерениях, понятным для себя и своего партнёра;
  • общаться без слов, на уровне тела;
  • восстанавливать свои природные способности тела и сознания к естественным и уместным реакциям.

Для тех, кто хочет обрести свободу в творческом самовыражении, занятия контактной импровизацией помогают:

  • познавать свой внутренний мир, понимать языки, при помощи которых внутренний мир общается с нами;
  • выходить за рамки своих стереотипов и находить новые средства для самовыражения;
  • расширять свои границы и возможности, обрести большую веру в свои силы.

Те, кто хочет просто отдохнуть и расслабиться, на занятиях по контактной импровизации находят для себя упражнения, которые помогают размять все тело от макушки до пяток, расслабиться, отпустить контроль и довериться ситуации, процессу, позволить всему «случаться», быть текучими и податливыми, подвижными и легкими. Все это приносит много удовольствия, телесной радости и удовлетворения.

Для участия в КИ не нужна особая подготовка. Нет ограничений в возрасте и телосложении. Важно ваше желание танцевать и открытость партнеру и танцу.

kontaktЛично я занимаюсь парными социальными танцами более полугода, и несколько раз мне довелось побывать на занятиях по КИ. Эти занятия оказались для меня чем-то абсолютно новым. Я на некоторое время начал чувствовать свое тело в полной его красоте и силе. В ритм мне удавалось управлять не просто рукой,  а конкретными мышцами, приводя в движения не всю руку/ногу, а один отдельный сустав. А после того, как мы попрактиковали управление своим телом, мы начали пытаться управлять телом своего партнера. Представьте, что вы просто касаетесь партнера, а он уже понимает, что вы хотите сделать! Причем не важно к какой части тела вы прикоснулись: будь то плечо, ладонь, бедро или просто ваш мизинец, кончик носа и т.д. Это удивительное взаимодействие в дальнейшем выходит из рамок вашей «пары» и распространяется на всех окружающих. И большая группа людей движется хаотично, но как нечто единое.

Такое взаимодействие с окружающими людьми и предметами (в первую очередь полом/землей) позволяет лучше понять мир вокруг нас. Услышать и увидеть, что на самом деле находиться вокруг. К тому же, когда вы начинаете «слышать» остальных, вы начинаете понимать, что вы сами говорите им. Т.е. каждое ваше движение, мимика становится не просто чем-то обыденным, а превращается в разговор. Разговор без слов!

Подобный эффект я когда-то испытал однажды во время медитации после интенсивного занятия йогой. Это еще раз доказывает, что контактная импровизация — не просто танец, а один из способов понимания, ощущения мира. А этого, на мой взгляд, в наше время очень не хватает людям!

В качестве ещё одного варианта понимания контактной импровизации я хотел бы привести высказывание некоего Васильева С. А., на которое я наткнулся на одном из сайтов. Этот человек пишет, как он совершенствовал свои познания в боевых искусствах:

andrew_harwood...Тут пригодилось знание теории управления, которое гласит, что эффективнее управлять не самим объектом, а системой его управления. В случае борьбы с армией противника нужно знать, чего хочет генерал, в случае борьбы с самим противником, нужно знать, чего хочет он сам. То есть, нужно знать не то, что он делает, а чего он хочет. Нужно научиться воспринимать его намерение и действовать соответственно. Эта формулировка оказалась достаточно определенной для того, чтобы найти решение поставленной задачи. При некоторой настройке внимания, более объемной и непрерывной, чем обычно, действительно четко видна форма назревающей атаки противника. Ответные действия возникают автоматически и являются настолько адекватными, насколько точна настройка. Здесь перспективы для самосовершенствования необозримы.
Я был удивлен не столько тому, что контактная импровизация основана на том же принципе, сколько неожиданному, непривычному для адепта боевых искусств его применению. Противнику нужно мешать в достижении его нехорошей цели — нанесении физического вреда. Для этою нужно найти «зону безопасности» в поле его намерения и удерживать ее образ во внимании — все остальное происходит само собой. С партнером по танцу случай как раз противоположный: ему нужно помогать. В чем помогать и неизменность какого образа при этом должно сохранять, мне пока не совсем ясно. Но в том, что наличие некоторого инварианта, неизменного абстрактного образа во внимании является залогом хорошей импровизации в конкретных формах, я уверен. И надеюсь, в этом мы совпадаем.

l5xdxlbe4aiКак видите, каждый находит в контактной импровизации что-то свое. Сложно сказать, что может дать КИ тому или другому человеку. Но можно сказать с уверенностью, что прикоснуться к этому искусству (не побоюсь применить это слово к КИ) стоит. И если у вас после прочтения этой статьи возникло желание попробовать себя в контактной импровизации — поищите семинары в вашем городе. Для жителей Минска я могу посоветовать записаться в студию танца Кредо.

____________________________________________________________________________

В статье использованы материалы следующих источников:

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:

Оцените статью: 1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Голосов: 4, средний балл: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...

Распечатать статью в удобном для чтения виде Распечатать статью в удобном для чтения виде

Метки:

3 комментария на «Контактная импровизация — искусство взаимодействия»

  1. Antani, большое спасибо за интересную статью! А нельзя ли видео добавить к статье, чтобы иметь более полное представление о контактной импровизации?

Ваш комментарий