Гуны и доши

image post

Корень всех болезней лежит в нашем уме, который полон страхов и желаний. Такая дисфункция ума препятствует проявлению творческого начала в нашей жизни и загоняет нас в ловушку условностей и предубеждений, проявляясь в виде отсутствия веры в жизнь и равнодушия. Все это, согласно Аюрведе, можно назвать «нехваткой мудрости» («праджнапарадха»), что означает не только ограниченность познаний или неспособность к точному словесному выражению мыслей, а главным образом непонимание гармонии самой жизни — того, как к ней приспособиться, существовать в гармонии с природой, Вселенной и божественным.

Пракрити (Природа) обладает тремя основными качествами, которые называются гунами:

  • Саттва (гуна благости) — гармония, благость, свет и Разум.
  • Раджас (гуна страсти) — энергия, активность, динамичность, беспокойство.
  • Тамас (гуна невежества) — инертность, леность, темнота, тупость и противодействие.

Нехваткой мудрости, или упадком Саттвы, могут быть обусловлены психические расстройства. Отсутствие морали, причинение вреда другим, нечестность, избыток развлечений и чрезмерное возбуждение — все это причины упадка Саттвы. Такие физические факторы, как избыточный сон, неправильное питание, также могут привести к подобному дисбалансу.

Развить Саттву можно путем духовного совершенствования, включающего в себя йогические практики, медитацию, пребывание на природе, саттвичную диету и такой образ жизни, который соответствовал бы конституции данного человека.

Гуны и болезни

Люди саттвичного типа внимательны к другим и заботятся о себе. Жизнь они рассматривают как необходимый опыт и стараются видеть благо во всем, в том числе и в болезни. Поэтому саттвичный тип меньше других подвержен болезням. Его природа гармонична и легко приспосабливается. Он стремится к равновесию и к обретению спокойствия ума, тем самым лишая болезнь психических корней.

Люди раджастичного типа обычно наделены большой энергией, но могут сами себя «сжечь» чрезмерной активностью. Симптомы болезни у них обычно острые, выздоровление возможно при условии применения правильных лечебных мер. Они нетерпеливы и непоследовательны в лечении болезни и не желают тратить время ради своего выздоровления или брать на себя ответственность за него. В своих болезнях они предпочитают винить других.

Тамастичный тип больше других предрасположен к затяжным, хроническим болезням, в том числе к раку. Его энергия и эмоции склонны к застою, а болезни его, как правило, глубоко укоренившиеся, упорные и трудноизлечимые. Люди этого типа не стремятся к тому, чтобы получить необходимое лечение, и их гигиена обычно находится на низком уровне. Они воспринимают свою болезнь как судьбу и не используют тех методов, которые могли бы помочь им излечиться.

Проявление гун в каждой из трех дош

Каждая из трех дош обладает своей психической конституцией — качествами, которые формируют наше эмоциональное состояние, поведение в обществе, наши черты характера и склонности к тем или иным действиям. В зависимости от влияния различных гун, эти качества могут принимать как позитивную, так и негативную форму. Рассмотрим их более подробно:

Психическая конституция Ваты

  • Саттвичная (гармоничная): Энергичность, приспособляемость, гибкость, быстрота понимания, коммуникабельность, сильное ощущение своего единства с человечеством, сильная целительная энергия, истинный энтузиазм, позитивный дух, способность к инициативе, к позитивным переменам и движению вперед.
  • Раджастичная (возбужденная): Нерешительность, ненадежность, гиперактивность, волнение, беспокойство, возбужденность, нервозность, болтливость, поверхностность, шумливость, разрушительные тенденции, фальшивый энтузиазм.
  • Тамастичная (затемненная): Боязливость, раболепие, нечестность, скрытность, депрессивные состояния, склонность к сексуальным извращениям, саморазрушению и самоубийству, пристрастие к наркотическим веществам, беспорядочность ума.

Психическая конституция Питты

  • Саттвичная (гармоничная): Высокий интеллект, ясность, восприимчивость, просветленность, способность к различению, добрая воля, независимость, теплота, дружелюбие, смелость, способность к лидерству.
  • Раджастичная (возбужденная): Упрямство, импульсивность, амбициозность, агрессивность, стремление контролировать, манипулировать и властвовать, критичность, гневливость, раздражительность, безрассудство, гордость, тщеславие.
  • Тамастичная (затемненная): Ненависть, злоба, мстительность, психопатичность, разрушительные тенденции, тяга к преступному миру, склонность к совершению преступлений, торговле наркотиками.

Психическая конституция Капхи

  • Саттвичная (гармоничная): Спокойствие, безмятежность, умиротворенность, стабильность, верность, любовь, сострадание, всепрощение, терпение, преданность, восприимчивость, сильная вера, стремление оказывать поддержку и способность вдохновлять.
  • Раджастичная (возбужденная): Стремление контролировать, привязанность, жадность, материалистичность, сентиментальность, потребность в надежности и безопасности, стремление к комфорту и роскоши.
  • Тамастичная (затемненная): Тупость, вялость, апатичность, леность, отсутствие тонкости и чувствительности, замедленность понимания, склонность к воровству.

Один из методов уравновешивания дош состоит в том, чтобы привести их из тамастичного и раджастичного состояния в саттвичное (духовное). Обычно человек не может выйти за пределы своей доминирующей доши, но способен подняться на более высокие уровни ее функционирования. Например, тип Капхи может подняться от жадности — тамастичной эмоции — до уровня саттвичных эмоций поклонения и преданности; этот процесс преобразует эмоциональную предрасположенность к болезням в энергию здоровья и просветления. Без Саттвы мы были бы не в состоянии вообще что-либо воспринимать. Точно так же, как в нас присутствуют все три доши, каждый из нас наделен в различной степени всеми тремя гунами.

Мы должны определить соотношение трех гун в себе. Это подскажет нам путь к усовершенствованию нашего ума и нейтрализации наших тенденций к болезням через йогу и воспитание собственного характера.

Если мы рассмотрим одновременно три доши и три гуны, то получим следующую картину. Каждая доша подразделяется в соответствии с тремя гунами. С точки зрения психической природы ни одна из дош не может считаться лучше других. Свойства их различны, но в каждом типе присутствуют более высокие и более низкие аспекты.

Внутри каждой доши можно выделить семь различных психических типов (так же, как три доши образуют семь различных физических типов). Это чистая Саттва, чистый Раджас, чистый Тамас, Саттва-Тамас, Саттва-Раджас, Раджас-Тамас и все три гуны, присутствующие в одинаковой степени. Абсолютно чистая Саттва (Шуддха Саттва) дает просветление.

Корректировать негативные особенности своей гуны (например, привычки, приводящие к заболеваниям) можно при помощи таких мер, как медитация, молитва, мантры, пуджа или других способов духовного самосовершенствования. Наше общество в целом очень раджастично. Поэтому некоторые наши раджастичные черты могут быть обусловлены скорее внешними обстоятельствами, чем нашей собственной природой.

___________________________________________________________________

Источник: www.1reikiveda.ru

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:

Оцените статью: 1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Голосов: 1, средний балл: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...

Распечатать статью в удобном для чтения виде Распечатать статью в удобном для чтения виде

Метки: ,

Ваш комментарий